***

Майк Шилов: от эко-дизайна к эко-сознанию

Замечательный дизайнер Майк Шилов рассказывает о продуктивном опыте работы с компанией Emerald Green, руководителей которой он называет «энтузиастами» вертикального озеленения и применения природных материалов в интерьере.

Автор подчеркивает, что работа над отдельными проектами, будь то декор мебели или обустройство зеленого уголка в интерьере, не только дает широкое поле для творчества, но и позволяет приблизиться к решению глобальных экологических проблем человечества.

Ангела Меркель в своем выступлении в преддверии саммита G7 практически повторила недавние слова Барака Обамы о том, что главная угроза миру – это Россия, затем лихорадка Эбола и лишь потом печально известное «Исламское государство».

Между тем, реальной угрозой жизни на планете является возможная экологическая катастрофа, вызванная тем, что Земля достигла «пределов роста» своего био- и энергопотенциала. По мнению философа-антрополога Владимира Лепехина, биосфера планеты почти потеряла природно-космический иммунитет и уже не в состоянии поддерживать как сбалансированный круговорот био- и энергоматерии, так и стехиометричность своей архитектоники. Это значит, что менее через сто лет все споры мировых лидеров, равно как и наши с вами могут прекратиться вместе с собственно жизнью на Земле.

Где же истоки такого безразличия к вопросам выживания человеческой расы на фоне ангажированных заявлений политиков и их обеспокоенности зачастую надуманными проблемами, вроде российской угрозы миру? Во многом виной тому полное отсутствие эко-сознания в головах не только рядовых граждан, но и «вершителей судеб». Ни глобальное потепление, ни драматические климатические изменения, ни природные катаклизмы не заставляют нас задуматься о том, что только ежедневная забота о будущем может стать гарантией его наступления.
 

От эко-дизайна к эко-сознанию

 

Человечество придумало множество «умных» и полезных технологий, призванных улучшить экологическую ситуацию в мире, но они до сих пор непозволительная роскошь, диковинка и отнюдь не норма, какой должны были бы стать в цивилизованном мире.

Среди подобных достижений – передовая «зеленая» архитектура, воспроизводящая воду и электроэнергию за счет собственных ресурсов, быстрые и бесшумные электроавтомобили, в первую очередь Tesla, органические продукты питания и красоты, изготовленные без применения загрязняющих окружающую среду и организм человека химических компонентов, биоразлагаемая упаковка и многое другое.

Признаемся честно – вокруг нас не слишком много всего этого. Погоня за быстрыми деньгами заставляет корпорации и их лоббистов в верхах придерживаться правила «после нас хоть потоп». И он наступит — если эко-сознание не станет сознанием большинства.

 

От эко-дизайна к эко-сознанию

 

Может ли дизайн влиять на столь серьёзную проблему? Я уверен, что да.

Эко-дизайн – это прежде всего привнесение в архитектуру и интерьеры идеи единения с природой и бережной заботы о ней. Начну с большого: построенная в 2006 году в Нью-Йорке башня издательского дома Hearst стала прорывом в упрочении идеи «зеленой архитектуры» и вершиной творчества Нормана Фостера. Воздушное и невесомое здание изумительной красоты, покрытое специальным стеклом, отражающим невидимое тепловое инфракрасное излучение, словно поставило силы природы на службу человека. Окружающий башню воздух с успехом используется для охлаждения и вентиляции здания.

Атриум охлаждается летом и увлажняет воздух зимой при помощи специально собранной в резервуар на крыше башни дождевой воды. Эта вода также используется во внутренней системе здания для полива комнатных растений и окружающих уличных деревьев. Также в небоскребе за счет установки специальных датчиков экономится электроэнергия, при этом уменьшается расход на обслуживание здания и сокращается вред окружающей среде за счет уменьшения выброса в атмосферу углекислого газа.

 

От эко-дизайна к эко-сознанию

 

О людях, работающих в стенах башни Херст, проектировщики тоже позаботились. При строительстве здания не использовались токсические вещества, а для отделки интерьера применялись только экологически безопасные материалы, которые не выделяют в воздух органических летучих веществ. Работники офисов даже в первые дни после открытия здания не чувствовали никакого дискомфорта от неприятных запахов «новизны», которые всегда имеются в только что сданных сооружениях офисного типа.

Шедевр Нормана Фостера совершенно не случайно первым получил звание Золотого Лидера в Энергетическом и Природном Дизайне от американского Green Building Council. Это звание присуждается за гармоничную связь сооружения с окружающей средой.

 

От эко-дизайна к эко-сознанию

 

Работая над проектом загородного дома с плоской кровлей, я мечтал о внедрении описанных выше технологий в масштабах частного проекта. К сожалению, мои идеи не нашли понимания у заказчика и строителей, хотя потенциально мы могли бы создать интересный прецедент частной «зеленой» архитектуры — благо, сам характер проекта благоволил этому. Но что говорить о подобной достаточно масштабной работе, когда в большинстве случаев даже простое привнесение живой природы в интерьер не находит понимания у большинства создателей и заказчиков интерьеров.

Хотя бывают и приятные исключения. Примерно год назад я познакомился с компанией Emerald Green — «энтузиастами» вертикального озеленения и применения природных материалов в интерьере. Вместе с ними в конце прошлого года мы придумали специальный проект Evergreen для знаменитой компании Vitra — c декорированием легендарного стула Panton Chair специальным стабилизированным мхом и получили главный приз конкурса среди архитекторов и дизайнеров!

 

От эко-дизайна к эко-сознанию

 

Также мы разработали интересный проект wellness-центра в частном доме с водопадом, оформленным диким камнем и растениями, и покрытием стабилизированным мхом на стенах. На радость мне, клиент загорелся этой идеей, и в настоящее время проект находится в стадии реализации. Подобное оформление интерьера не требует особых затрат и сложного ухода.

Так, стабилизированный финский мох, который легко клеится на стены, хорошо себя чувствует в помещениях средне-высокой и высокой влажности, не нуждается в уходе и поливе. Вертикальное озеленение или стена из живых растений требует в общем лишь одного: доливать воду в бак.

Согласитесь, несложные правила и замечательное дополнение практически к любому интерьерному стилю — и при этом довольно низкая востребованность по сравнению с оформлением тех же самых стен ониксом или панелями из палисандра. Тоже природные материалы, скажете вы, и будете отчасти правы.

И все же, на мой взгляд, только созерцая живую природу, наблюдая её круговорот, пользуясь «зелеными» технологиями в повседневной жизни, мы можем стать ближе к решению глобальных проблем человечества и превратиться в людей, ответственно относящихся не только к дизайну нашей жизни, но и к её экологии.

 

От эко-дизайна к эко-сознанию

Напишите нам

Отправляя сообщение, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных

Заказать звонок